Keeper of Light
Что возможнее - поступить против чести или поступить против совести - если выбора нет?..

З.Ы. Пока еще живой...



199

Иногда единственны путь к победе -
сдаться.


181

Ты отдал жизнь ради того,
Чтобы стать именно тем,
кем являешься сейчас.

Стоило ли?

20

То, что происходит
вокруг тебя,
выбираешь ты сам.
Держись,
проживи свою жизнь
наилучшим известным
тебе образом
и вскоре
ты поймешь,
в чем тут дело.

(c)

@темы: С другой стороны, Сверху и снизу, Сущностное, Ступеньки, Принесенное

Комментарии
19.11.2007 в 19:52

Против чести.
19.11.2007 в 20:37

Да,чести.
19.11.2007 в 21:00

душная гомофобная троллолита
Поясни мне, как честь может противоречить совести?
19.11.2007 в 21:24

lexiff
Пример: Если ты не сделаешь что-то, то все сочтут тебя трусом и честь будет запятнана. Если сделаешь - семья окажеться в опасности.
Это так, мимоходом.
А вобще нередкая проблема в жизни, а как следствие, и литературе.
19.11.2007 в 21:34

"Даже если вас съели, у Вас как минимум два пути".©

выбора нет - попробуй его создать. потом сможешь честно сказать, что пытался сделать как лучше, даже если получится как всегда
19.11.2007 в 21:37

...колючих рыб и робких птиц воображая...
nimarin +2
19.11.2007 в 21:38

душная гомофобная троллолита
Fearing А где в твоем примере совесть?
Беспокойство за безопасность себя и семьи-вижу, а вот урону совести - никакой не вижу.

Мне-то все казалось, что выражения "живи по совести" и "живи по честиумри с честью" очень-очень близки.
А поставить их в конфликт нереально.
19.11.2007 в 21:45

Keeper of Light
lexiff, можно нарушить данное слово, а можно терзаться несделанным. Фыр был почти прав в примере - но почти.

nimarin, третьего пути в вопросе делать-не делать вроде как нет... Разве что полуделать - но это же вроде делать, да?..
19.11.2007 в 22:47

душная гомофобная троллолита
Корнас веришь - мне никто еще пока ни одного вменяемого конкретного примера не привел.
Не успокоюсь, пока носом не ткнут.

Просто за живое задело.
20.11.2007 в 09:52

lexiff
Просто для меня в опастность семью (и все с ней связанное) - это преступление против совести. Но не против чести.
ИМХО.
20.11.2007 в 12:39

Меня больше не интересуют вещи, за обладание которыми надо сражаться с другими людьми (с)
товарищи, вы оперируете понятиями, семантика которых тесно переплетается с друг другом, поэтому вопрос некорректен по всем статьям.

честь - чувство собственного достоинства, некая сумма принципов, за черту которых порядочный человек не переступает в силу верности себе, своей чести. "Сохранить свою честь" значит сохранить верность себе и тому, благодаря чему ты являешься порядочным человеком.

совесть - некий нравственный судья внутри нас, который и является мерилом нашей чести: поступили мы по ней или нет.


20.11.2007 в 13:07

душная гомофобная троллолита
Fearing то есть допустим, если твою семью возьмут в заложники и заставят слить коммерческие секреты, то осуществив отдачу этих секретов твоя совесть останется чиста?
20.11.2007 в 13:26

lexiff
Не знаю.

Но, согласен, я привел слишком общий пример. Попробую уточнить то, что имел ввиду.
(пример взят частично из истории, частично придуман мной)

Есть некий отряд. Под командованием рыцаря (действие происходит в средневековье).
Отряд догоняет превосходящая армия противника.
Этот отряд встает на пути войска, доблестно стоит, но в конце концов погибает весь.
Отряд доблестно бился, пал в бою, силы были неравны, но они долго держались и т.д.
Честь отряда (или его командира-рыцаря) чиста. Он не бежал, дал бой и погиб в бою. Все замечательно.

Но только эта жертва никому была не нужна. Если бы отряд отступил и соединился с другим, то был бы шанс победить. А положив отряд в неравном бою командующий обрек свою страну на поражению.
Я считаю, что это поступок против совести.

P.S. В принципе, не вижу смысла, чего мы спорим. Я для себя пришел к выводу, что честь и совесть - это разные вещи. Хотя, согласен, и близкие. Если у кого-то другое мнение - это его право. Я его навязывать не хочу.
20.11.2007 в 13:27

Корнас
Удачи, чего бы ты не выбрал.
20.11.2007 в 13:57

душная гомофобная троллолита
Fearing А где в сем поступке была соблюдена честь? Ее тут вообще нет, равно как и совести-одна только дурость рыцаря, сложившего головы подданых и свою у за просто так.
Да еще и сюзерена подставил.
20.11.2007 в 14:25

lexiff
Ваше мнение.
20.11.2007 в 14:41

душная гомофобная троллолита
Fearing Ну да, сюзерену было много счастия от такого поступка.
Рыцарь не прикрывал отход своих войск для перегруппировки, не сдерживал подход войск, не удерживал стратегически важную высоту или проход через Фермопилы.
Рыцаря никто не вспомнит и не увековечит в балладах.
Потому что в сем поступке нет никакой чести.
Вот кабы был приказ...
20.11.2007 в 21:25

Жизнь слишком коротка, чтобы лечить себя от себя / Just born to find my sampled piece of mind
Ну допустим честь данный рыцарь вполне себе мог понимать и она вполне себе понималась одно время как не сбежать с поля боя, не дать место страху перед ервосходящим противником... пусть это и не страх а благоразумие - кому ты это потом докажешь. И будут тебя до конца твоих дней считать трусом...

в наши дни это называется глупостью, в средневеков называлось честью

Сейчас, имхо, почти каждый соображающий самостоятельноч еловек имеет кодекс чести т.е. если он вообще задумывается что такое честь - то у него есть свое понимание этого момента включащего те или иные пункты.

Спорить в данном случае бесполезно т.к. то что вы назовете глупостью я назову честью и возможно наоборот. А может и не глупостью а мужеством, долгом чем-то еще. Т.е. что честь что совесть в данный момент понятия субъективные, а общественное мнение и мораль (которые во времена рыцаря в данной задаче очень даже определяли эти понятия) в данный момент на них забили как на бесполезные для зарабатывания бабла.

Что касается изначального сабжа: вышесказанное не меняет моей позиции - имхо, честь и совесть плохо сравнимые. Для меня разница в них следующая. Понятие чести это нечто пассивное. Набор прицнипов, который можно перечислить. Если я пойду против чести мучить меня за этот факт будет совесть. Совесть - хрень активная и являющаяся скорее чувством, оценивающим как поступить правильнее (хотя эт наверно не самое подходящее слово).

Потому пойду я скорее против чести. Ибо это мои принципы и я могла ошибиться когда их формировала - это нечто искуственное, а совесть - чувство, нечто более естественное. Чувствам я привыкла доверять, ибо как-то по жизни они меня меньше обманывали и путали чем собственная ниточка меду ушей. Т.е. я считаю что поступая "по совести" я поступаю правильно (что конечно же не факт).
20.11.2007 в 21:29

Жизнь слишком коротка, чтобы лечить себя от себя / Just born to find my sampled piece of mind
да.. и еще...
Лексиф... как вы думаете, когда весть дошла до города кто-нибудь сказал про рыцаря "какой дурак!!!" возможно ничего восхваляющего не сказали, но в памяти он остался бы как человек верный чести своего рода. Про него не сказали что он трус и умирая он перед собой был чист - т.е. он не думал о том что кто-то заглаза считает его трусом. Он может быть не прославил свой род, но и не посрамил его.

В разные эпохи люди мыслят разными категориями. Привести пример из современной жизни я не могу потому что, как уже скзаал, сегодня понятие чести крайне субъективно и у каждого эта честь своя. У кого-то вовсе нету и это его в принципе не парит. А потому любая моя поппытка даже если из чьей-то жизни будет непоказательна.
20.11.2007 в 21:45

душная гомофобная троллолита
Drakosha Ищите кодекс чести рыцаря - бесславная и бесцельная гибель никогда не была предметом чести. Это в первую очередь гибельно рыцарству, как сословию, которое определяло жизнь любого государства.
Рыцарь имел право погибнуть на войне (слава сюзерену), на ристалище (слава рыцарству), еще за даму сердца (ну продолжение рода с отбором лучшего до сих пор никто не отменял).
А вот так впустую - вместо занятия выгодного рубежа обороны - это звиздец.
Плюс ситуация плохо обозначена - то ли его и впрямь на убой отправили, то ли "до ветру вышел прогуляться" в военное время.

А вашими словами сегодня понятие чести крайне субъективно и у каждого эта честь своя. может говорить лишь кто-то бесноватый с рожками.

Если вы считаете, что в современной жизни нет места понятиям чести, то глубоко ошибаетесь, навскидку могу назвать Евгения Родионова и Шестую легендарную роту.
Если вы про них не знаете ни черта - то это исключительно узость вашего кругозора и долбящика.
21.11.2007 в 16:57

Тут голимый субъективизм автора. А он не стал объяснять, что имел в виду.

Но пикировка о чести и совести все окупает.
21.11.2007 в 20:48

"Лучше умрем здесь, нежели отступим. Можем ли мы когда славнее за веру умереть?" - Великий Магистр Пьер д'Обюссон
Рыцарской чести нет без Христовой веры.) Так уж получилось, что в средневековье рыцари были люди воцерковленные.) остальное - романизированные "подобия.")
22.11.2007 в 09:41

Серый ветер воли.
Касательно рыцаря.. Госспада.. Вспомните легенду о Роланде... ;)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail